Подготовка к ЕГЭ
+7 (499) 143-12-35
119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
info@vavt.ru
Нажмите сюда, чтобы перейти на главную страницу сайта vavt.ru


Декларация Доха

Doha Declaration

В ноябре 2001 года на Четвертой конференции министров стран-членов ВТО в Дохе (Катар), была принята Декларация министров, открывшая Новый раунд многосторонних торговых переговоров. Предполагалось сделать этот раунд двухэтапным. На первом этапе провести взаимные консультации и предварительные переговоры, относительно содержания и формата нового раунда переговоров в обмен на согласие развитых стран более полно учитывать интересы развивающихся государств по всем вопросам переговоров. По достижению компромисса, относительно будущего содержания переговоров и формата договоренностей на втором этапе открыть переговоры по тем направлениям, которые будут согласованы в ходе первого этапа и для достижения таких соглашений, которые будут отвечать интересам всех сторон, и смогут быть подготовлены в ходе первого этапа.

Первый этап должен был завершиться на Пятой конференции министров ВТО в Канкуне в сентябре 2003 года решением вопроса об окончательном содержании и формате новых переговоров. Предполагалось, что Новый раунд многосторонних переговоров завершится к 1 января 2005 года.

Программа Нового раунда переговоров в том виде, в котором она была изложена в Декларации министров, представляла собой сложный компромисс между интересами развитых и развивающихся государств по вопросам содержания и существа самих переговоров. Декларация объявляла, что переговоры будут направлены на дальнейшую либерализацию торговли сельскохозяйственными и несельскохозяйственными товарами, а также обмена услугами. В отношении сельскохозяйственных товаров предполагалось, что переговоры будут направлены на существенное снижение всех форм внутренней поддержки сельского хозяйства; снижение всех форм экспортных субсидий; а также снижение торговых барьеров в сельскохозяйственной торговле. В отношении несельскохозяйственных товаров в Декларации подчеркивалось, что целью переговоров будет снижение и отмена тарифных ставок, особенно в тех случаях, когда речь может идти об особенно высоких тарифных ставках (тарифных пиках).

В сфере услуг Декларация включала переговоры по трем группам вопросов, связанных с уточнением правовых норм ГАТС: чрезвычайные защитные меры, правительственные закупки в сфере услуг и субсидии в сфере услуг. Кроме того, предусматривалось продолжение переговоров о дальнейшей либерализации международного обмена услугами. Это направление предполагало, что страны-члены ВТО представят свои предложения по дальнейшей либерализации доступа услуг на национальные рынки.

Декларация включала в сферу переговоров так называемые «Сингапурские вопросы», которые получили свое название, потому что были включены в работу ВТО на Конференции министров в Сингапуре. Это - четыре группы вопросов:

прежде всего, это взаимосвязь между торговлей и капиталовложениями. Декларация предлагала сконцентрировать переговоры по этим вопросам в Рабочей группе по взаимосвязи между торговлей и инвестициями. Она должна была сконцентрировать свое внимание на таких сложных вопросах в этой области как основные термины и определения; применение принципа недискриминации; методы предоставления уступок и обязательств; исключения и защитные меры; система разрешения споров. В качестве конечной цели переговоров Декларация называла многостороннюю договоренность рамочного типа о торговле и инвестициях, которая обеспечивала бы стабильные, прозрачные и предсказуемые условия для движения прямых инвестиций. Подчеркивалось, что конкретные переговоры в этой области начнутся после Пятой конференции министров ВТО на базе принятых на этой конференции консенсусом решений о форме и характере этих переговоров;

взаимодействие между торговлей и конкурентной политикой – это еще одно новое направление, обозначенное в Декларации в качестве предмета переговоров в рамках ВТО. Здесь также применялась формула, что окончательное решение о характере и формате таких переговоров будет принято Пятой конференцией министров ВТО. Декларация предлагала, чтобы Рабочая группа по проблемам торговли и конкурентной политике на первом этапе переговоров сосредоточила свое внимание на разработке основ многосторонней договоренности в этой области, включающей такие вопросы как важнейшие принципы (гласность, недискриминация, правовые положения в отношении картельной практики). Другим направлением должна была стать разработка путем переговоров многостороннего соглашения о минимальных стандартах в области конкурентной политики;

вопрос о торговле и экологии также был включен в тематику многосторонних переговоров. Однако Декларация министров ВТО говорила о том, что согласие на переговоры не предрешает их исхода, а сами переговоры будут касаться двух главных вопросов: во-первых, взаимоотношения между действующими нормами ВТО и конкретными обязательствами, которые содержатся в многосторонних соглашениях по экологии; и, во-вторых, снижения или отмены тарифных или нетарифных барьеров в сфере торговли экологическими товарами и услугами. Декларация поручила Комитету по торговле и экологии ВТО продолжить работу по всем вопросам, которые входили в его компетенцию, обратив особое внимание на воздействие мер по защите окружающей среды, на доступ на рынки;

предметом переговоров объявлялось и еще одна важная группа правовых норм ВТО – меры, направленные на содействие и облегчение торговли. Декларация подчеркивала необходимость ускорения движения товаров через границы, облегчение их таможенного досмотра, упрощение всех формальностей, связанных с ввозом и вывозом товаров в качестве одной из приоритетных задач переговоров. Декларация поручила Совету по торговле товарами подготовить предложения по уточнению и улучшению следующих статей ГАТТ-1994: статья V – Свобода транзита; статья VIII – Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом; статья X, касающаяся методов регулирования торговли. Декларация министров ВТО устанавливала, что активные переговоры в этой области должны начаться на основе решения, принятого Пятой конференцией министров ВТО.

Согласие развивающихся стран по этим вопросам было обусловлено тем, что развитые страны существенно изменят свое отношение к так называемому дифференцированному и более льготному режиму в отношении развивающихся стран, который по существу почти исчез из правовых документов, создавших ВТО. Декларация министров ВТО включила специальный раздел, относящийся к этому режиму. В этом разделе было подчеркнуто, что специальный дифференцированный режим в пользу развивающихся стран должен стать интегральной частью соглашений ВТО. Отмечалось, что все положения этих соглашений ВТО, относящихся к этому режиму будут пересмотрены с целью усиления и более точной редакции применения этого принципа. Более того, Декларация министров ВТО подчеркивала, что принятые ранее документы в рамках ГАТТ по применению этого режима, будут полностью приняты во внимание в ходе новых переговоров. В Декларации также отмечалось, что мнения развивающихся стран-членов ВТО о создании специального рамочного соглашения об особом и дифференцированном режиме будут учтены и будет рассмотрен вопрос о том, какими путями дифференцированный режим в пользу развивающихся стран может быть инкорпорирован в правовую конструкцию ВТО. Таким образом, Декларация министров ВТО, открывшая Новый раунд многосторонних торговых переговоров, содержала сбалансированный подход, отражавший точку зрения как развитых, так и развивающихся стран.

Как уже отмечалось выше, окончательное решение о характере и формате результатов Нового раунда многосторонних торговых переговоров было отнесено к компетенции Пятой конференции министров стран-членов ВТО. Эта конференция собралась в Канкуне в сентябре 2003 года. Она показала, что два года консультаций и переговоров по реализации компромисса, достигнутого в Дохе, завершились ничем. Переговоры о повестке дня, возможном наборе новых соглашений, их формате и содержании закончились безуспешно. Предпринимавшиеся в ходе Конференции попытки найти компромисс завершились полным провалом.

Однако неформальные переговоры были продолжены. В конце 2003 года и в первой половине 2004 года в Женеве в рамках Комитета по торговым переговорам продолжались консультации, формальные и неформальные переговоры, которые в августе 2004 года привели к пакету компромиссов, позволивших членам ВТО вернуться на путь многосторонних торговых переговоров. Компромисс был достигнут, и так называемое Решение или «Рамочное соглашение» было принято 1 августа 2004 года Генеральным советом ВТО (General Council Decision of 1 august 2004 (WT/L/579, 2 August 2004)).

В Решении определяются рамки, структура и направление будущих переговоров в четырех ключевых областях, которыми являются сельское хозяйство, доступ к рынкам несельскохозяйственной продукции, услуги и вопросы развития, к которым на основе явного консенсуса была добавлена группа вопросов по упрощению процедур в торговле. В Решении подтверждается значение многосторонних торговых переговоров, приверженность членов ВТО к реализации согласованных целей и задач переговоров. В нем также подтверждается особый и дифференцированный режим в качестве неотъемлемой части соглашений ВТО. В Решении содержится и более гибкий реалистичный подход к срокам завершения переговоров путем продления таких сроков, по крайней мере, до Шестой сессии конференции министров ВТО, намеченной на декабрь 2005 года (Гонконг, Китай).

Прошедшая в декабре 2005 года в Гонконге Конференция министров определила 2006 год завершающим годом переговоров.



ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

119285, Москва,
Воробьевское шоссе, 6А

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

ВК Rutube

Ректорат

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

Приемная комиссия

abiturient@vavt.ru

+7 (499) 147-54-54

Связаться с Академией

Отправить сообщение